воскресенье, 5 декабря 2010 г.

Растафарианство

Растафарианство — монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах и привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Его сторонники называются растаманы или раста.
Растафарианство не очень организованная религия, большинство раста не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определенны в одни из «Особняков Растафари» — три наиболее известных из них это Nyahbinghi, Бобо Ашанти и Двенадцать колен Израилевых.
Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, бывшего до коронации известным как Рас Тафари Маконнен. Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога Джа.
Движение Растафари охватывает такие темы, как духовное потребление каннабиса (не обязательно, основа растафарианства- любовь к ближнему) и отказ от западного общества, которое они называют Вавилон, имея в виду больше метафорический Вавилон, чем историческую область месопотамских городов-государств. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру такие, как социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, он также часто рассматривается, как пророк.
К 1997 году насчитывалось около 1 000 000 растафари во всем мире, сегодня растафарианство распространилось в большинстве стран мира в основном за счет регги, наиболее ярким примером является ямайский певец Боб Марли (1945—1981) и его дети.
Верования
Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют, одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви[1]) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви. В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению (United Negro Improvement Association) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской (легенда о происхождении «Соломоновой династии») содержится в книге «Кебра Нагаст»), и почитают его как Бога (Бога-Отца) — царя царей и мессию.
Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона, современной социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях, в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в «рай на земле» — Эфиопию.
Отличительным свойством религии Раста является то, что они не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.
Основа доктрины — Holy Piby [1]

Регги

Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США, Великобритании и Африке. Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги).
Ре́гги (англ. reggae, другие варианты написания — «реггей» и «рэгги»), ямайская популярная музыка, впервые упоминается с конца 1960х годов. Иногда употребляется, как общее наименование для всей ямайской музыки. Тесно связана с другими ямайскими жанрами — рокстеди, ска и другие.
  • Ранний регги (Early reggae). Время появления: вторая половина 60-х. Исполнители: The Paragons, The Melodians, The Jamaicans и другие.
  • Скинхед-регги (Skinhead reggae) — Английский вариант раннего реггей. Время появления: вторая половина 60-х. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Desmond Dekker, Symarip и другие.
  • Рутс-регги (Roots reggae) — стиль, возникший на основе раннего регги и ритмики барабанов Наябинги («Niyabinghi», обрядовые барабанные сессии, названные в честь мифологической принцессы Наябинги), основной ритм — «уан-дроп» (one drop), позже стали использоваться «халф-дроп» (half drop) и «рокерс» (rockers), но «уан-дроп» всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 60-х. Исполнители: Альфа Блонди, The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Боб Марли и другие.
  • Даб (Dub) — инструментальное, позднее электронное переложение музыки реггей, где на передний план выходит ритм-секция, а все остальные инструменты и, иногда, вокал вступают периодически. Для последних характерно использование различных звуковых спецэффектов (эха, реверберации), что придаёт музыке психоделический характер. Исполнители: Ли "Скрэтч" Перри, Scientist, Кинг Табби и другие. В дальнейшем стиль приобретает самостоятельность, отходя от первоначальных экспериментов ямайских звукорежиссёров по приданию произведениям реггей нового звучания, становясь отдельным направлением, сближающимся с электронной музыкой.
  • Дансхолл (Dancehall) — танцевальное направление, вытеснившее рутс реггей в начале 80-х.
Другие направления
  • Калипсо (музыка) — направление карибской музыки, существовавшее ещё в 50-е годы XX века; наиболее известный представитель — Гарри Белафонте.
  • Рокстеди — ямайская музыка, использующая четкие ритмы и плавные мелодии («rocking steady»). Время появления: начало шестидесятых годов. Слушатели: Rude boys, традиционные скинхеды и моды.
  • Ска — ямайская музыка, основанная на «раскачивающихся» ритмах с подчеркиванием слабой доли. Время появления: конец пятидесятых годов. Ска слушают представители всех упомянутых субкультур
Появившийся в 60-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги — музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).
Одна из вариаций стиля — это даб, инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 80-х, на основе рэгги появились дансхолл — музыка ямайских танцплощадок, рагамаффин и реггейшн — музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, когда в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Среди пионеров-создателей регги выделяются Банни «Вейлер» Ливингстон, Ли «Скрэтч» Перри, Питер Тош и Боб Марли. Из современных исполнителей музыки регги можно выделить известного ивуарийского певца Альфа Блонди.
     
Сцена в России

«Отцом русского регги» иногда полушутливо называют Александра Барыкина.[1] На сегодняшний день в России существует ряд музыкальных коллективов, использующих в своём творчестве те или иные элементы и стилистические приёмы регги. Наиболее известны группы Аддис Абеба, Alai Oli, Джа Дивижн, Комитет охраны тепла, В.П.Р., Республика Джа, Dada dub, ДиаПозитив, АКИМАМА, DubTV, Новолуние, Остров, Операция Пластилин и другие. Также у многих с регги ассоциируется распавшаяся харьковская группа 5'nizza (и образовавшийся после коллектив SunSay).
С регги экспериментировали такие постсоветские музыканты, как Михей, Ольга Арефьева и группа Ковчег, Борис Гребенщиков, Воскресение, Чайф, Янка и др.

Раста

На основании растафарианства возникла раста (англ. rasta) — молодёжная субкультура, появившаяся в конце 1960-х — 1970-х гг. среди цветного населения Вест-Индии (в первую очередь о. Ямайка) и Великобритании. Благодаря регги движение растафари распространилось по всему миру, частично утеряв свою религиозную и расовую основу.
Субкультура в СНГ
Возникновение «растаманов» в СНГ произошло вместе с формированием других молодёжных субкультур на фоне распада СССР. «Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост объемов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно затруднён).[1] Многие из курящих уже не являются «молодёжью» и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его приобретением.
По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих коноплю бывших советских граждан был решен на базе бренда конопли как атрибута растафарианства. Известное в СССР понятие «наркоман» не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе: потребителям конопли не близки темы шприцов, СПИДа, ломок и пр. — следовательно, была потребность в самоназвании.

Гера Моралес
Одним из пионеров растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Стиль регги, популяризованный растафарианцами и сопутствующий культу марихуаны, был принят русскоязычными «планокурами». Музыкальный фактор в стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части мировой культуры, играл крайне весомую роль, оказывая существенное влияние на русскоязычную молодёжь 90-х. Поэтому на выбор самоназвания могло, в числе прочего, повлиять распространение записей русскоязычных регги-коллективов,[2] где, в частности, лидер «Джа Дивижн» Герберт Моралес однозначно указывает на параллель курения конопли с «растаманами».[3] Принадлежность к «философии Раста» декларирует и известный российский рэп-исполнитель Децл.[4] Ещё один характерный представитель — Рома В. П. Р.
Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали)[5], поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы — по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что «чёрное» растафарианство — крайне многообразная культура со множеством разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, а некоторые не курят марихуану; есть и растаманы-политики, например новозеландский депутат Нандор Танцош). В свою очередь, петербургская регги-группа АКИМАМА сознательно дистанцируется от ортодоксального растафарианства и называет свой стиль urban reggae:

«Мы сошли с тропинки, на которой висела табличка "roots reggae". Теперь мы движемся по скоростной трассе, именуемой "urban reggae". Roots умер во второй половине XX века. Глупо в XXI столетии "делать" roots . Мы движемся дальше[6].»


Комментариев нет:

Отправить комментарий